Новости 06.10.2025

Стратегия детства: в Благовещенске определили векторы развития дошкольного образования Дальнего Востока

Стратегия детства: в Благовещенске определили векторы развития дошкольного образования Дальнего Востока

Поделиться

В городе Благовещенске завершила работу Дальневосточная научно-практическая конференция «Стратегия развития дошкольного образования». Мероприятие, которое проходило 25 и 26 сентября, собрало на одной площадке ведущих ученых, представителей федеральных и региональных органов власти, педагогов и руководителей детских садов. Одним из ключевых организаторов форума выступила АНО ГРД «Лаборатория детства».

Участие в конференции приняли более 250 человек из всех регионов Дальневосточного федерального округа, а также 58 студентов из Китайской Народной Республики.

Конференцию торжественно открыли приветствия Светланы Яковлевой, заместителя председателя Правительства Амурской области – министра образования и науки, которая отметила стратегическую важность дошкольного образования для формирования демографической политики макрорегиона. Наталья Костюк, представитель Министерства просвещения РФ, обозначила приоритеты федеральной политики.

Ключевым событием первого дня стала публичная лекция академика РАО Александра Вераксы, научного руководителя АНО ГРД «Лаборатория детства» «Лонгитюдные исследования детства: наука для практики дошкольного образования». Александр Веракса начал свою лекцию с приветствия директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, академика Ю. П. Зинченко. Ученый наглядно показал, как многолетние наблюдения за развитием детей могут и должны трансформироваться в конкретные методики и подходы в работе каждого дошкольного учреждения на примере УМК АНО ГРД «Лаборатория детства». Он подчеркнул, что сегодня недостаточно просто наблюдать за ребенком, важно понимать долгосрочные последствия тех или иных педагогических воздействий. Задача, по его словам, заключается в том, чтобы перевести язык академической науки в язык практических рекомендаций для воспитателей и родителей.

После лекции прошла панельная дискуссия «Дошкольное образование – фундамент будущего нации: вклад каждого», где представители власти, науки и практики обсудили консолидацию усилий для достижения общей цели. Модератором дискуссии выступил директор АНО ГРД «Лаборатория детства» Юрий Семенов.

В рамках дискуссии с программным докладом выступила Светлана Яковлева. Она обозначила ключевые направления региональной политики в сфере дошкольного образования и подчеркнула его стратегическую роль в социально-экономическом развитии Дальнего Востока, рассказала о мерах поддержки дошкольного образования, стопроцентном обеспечении его доступности в регионе, мерах поддержки педагогов, частных дошкольных учреждений и сделала особый акцент на повышении качества дошкольного образования.

Содержательным продолжением стало выступление профессора Айшат Шахмановой, главного научного сотрудника Института развития, здоровья и адаптации ребенка. В своем докладе «Образование детей раннего возраста как стратегический вектор развития современного дошкольного образования» она представила научно обоснованные аргументы в пользу инвестирования в программы дошкольного возраста, доказав, что именно этот этап является решающим для формирования человеческого капитала.

Взгляд из практической плоскости представила Татьяна Юрченко, заведующий детским садом из Санкт-Петербурга. Она поделилась успешным опытом организации работы дошкольного учреждения, акцентировав внимание на управленческих аспектах реализации федеральных стандартов и необходимости сотрудничества между образовательными организациями и обмена опытом. «Лучшие практики дошкольного образования могут представить только его авторы – сами педагоги», – отметила Татьяна Юрченко. При этом она особый акцент в своем выступлении сделала на развитие инклюзивного образования и системы ранней помощи, которые требуют государственного и научно обоснованного подхода.

Юрий Семенов, директор АНО ГРД «Лаборатория детства», рассказал об итогах и перспективах развития проекта «Растем с Якутией» и других исследованиях и проектах организации.

Завершила блок выступлений Наталия Житнякова, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания. В своем докладе «Воспитательный компонент в дошкольном образовании: актуальные аспекты реализации» она детально разобрала современные подходы к воспитанию, подчеркнув необходимость интеграции традиционных российских духовно-нравственных ценностей в повседневную образовательную деятельность детских садов, а также рассказала о проекте «Разговоры о важном» в системе дошкольного образования.

Выступления спикеров задали высокий уровень дискуссии и послужили импульсом для активного обсуждения между всеми участниками конференции, на практике показав, как объединяются теория, управление и практика для решения общих задач.

Во второй половине дня работа конференции переместилась в секционные залы, где участники смогли глубоко погрузиться в конкретные темы. На секции, посвященной качеству и управлению, руководители детских садов из Благовещенска, Забайкальского края и Бурятии делились опытом внедрения инноваций – от детской инженерии до организации территориального общественного самоуправления на базе садов.

Особый интерес вызвала секция «Научные исследования в области детства» под руководством директора АНО ГРД «Лаборатория детства» Юрия Семенова, где снова выступил академик РАО Александр Веракса, представив масштабный всероссийский лонгитюдный проект «Растём вместе» и итоги исследований «Растем с Якутией», проводимых совместно с Лабораторией детства. Важным итогом стала апробация проектов Лаборатории детства и их широкое профессиональное обсуждение, что имеет большое значение для дальнейшего развития АНО ГРД «Лаборатория детства», поскольку позволяет получить обратную связь от практиков и скорректировать вектор исследований.

В рамках секции было отмечено, что Лаборатория детства инициировала разработку и дополнение парциальной программы патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Родничок» с учетом изменений в законодательстве и стратегических Указов Президента РФ. Эксперт в этой области, Елена Изотова, заведующий кафедрой возрастной психологии Московского педагогического государственного университета, выступила с докладом «Социокультурная идентичность и патриотизм: векторы и инструменты формирования». Ее доклад ляжет в основе нового проекта Лаборатории детства в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста в Якутии на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Кроме того, в рамках развития исследований по здоровью детей дошкольного возраста Лаборатории детства с докладом «Двигательная активность растущего человека как отражение отечественных ценностей и традиций» выступила Людмила Волошина, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета. Она предложила расширить парциальную программу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста «Три богатыря» Лаборатории детства, включив в нее русские национальные игры и виды спорта для формирования единого образовательного пространства в России, и чтобы программы развивалась, а самое главное отвечала всем требованиям законодательства. Программа будет дополнена с учетом научных исследований, проведённых Лабораторией детства в 2024-2025 годах, которые представил ученым Юрий Семенов совместно с Татьяной Никифоровой.

О разработке региональных парциальных программ для дошкольных образовательных организаций Дальневосточного федерального округа, идеях и формировании команд рассказали Татьяна Никифорова и Людмила Попова, доценты Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Идея была представлена на основе разработок Лаборатории детства. Подобные «родственные» программы необходимы для взаимного дополнения и развития, для недопущения изолированного

Воспитание и патриотизм стали фокусом третьей секции. Участники обсуждали, как формировать у дошкольников любовь к малой родине и стране через краеведение, региональный компонент и такие проекты, как «Семьеведение» в Забайкалье или бесшовный патриотический проект «С чего начинается Родина» в Бурятии. Практико-ориентированная секция о пространстве детской реализации с мастер-классом федерального эксперта Оксаны Скоролуповой дала воспитателям конкретные инструменты для преобразования среды в детских садах. Отдельный и очень эмоциональный разговор состоялся на секции об инклюзивном пространстве. Специалисты из Санкт-Петербурга, Амурской области и Забайкалья делились успешными кейсами создания условий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По словам Татьяны Никифоровой, доцента кафедры психологии и педагогики СВФУ имени М. К. Аммосова из Якутска, для республики эта конференция стала исключительно важной площадкой. Она отметила, что участники не только получили доступ к передовым федеральным трендам, но и смогли заявить о готовности к сотрудничеству, начав обсуждение разработки региональных программ для детских садов Якутии.

«Подобного уровня конференция на Дальнем Востоке с участием передовых институтов, представителей всех регионов ДФО прошла впервые. И Лаборатории детства данная площадка мощный импульс развития. Мы сможем улучшишь свои разработки, привлечь ведущих ученых и практиков», – поделилась Татьяна Никифорова к,п.н., доцент.

Дальневосточная конференция в Благовещенске доказала, что дошкольное образование сегодня – это сложная, многогранная система, от которой зависит будущее страны. Участники конференции не только обсудили актуальные вызовы, но и наметили конкретные пути их решения, заключили договоренности о сотрудничестве и почувствовали себя частью большого и значимого дела – воспитания нового поколения.

Особую роль в организации этого диалога между наукой, практикой и управлением сыграла АНО ГРД «Лаборатория детства», выступившая одним из ключевых организаторов мероприятия. Именно под руководством ее представителей прошли наиболее содержательные дискуссии, а представленные организацией проекты стали смысловым центром конференции.

Проведение конференции подтвердило востребованность идей и разработок Лаборатории детства в профессиональном сообществе. Апробация таких значимых проектов, как парциальная программа патриотического воспитания «Родничок» и программы по физическому воспитанию «Три богатыря», получила широкую поддержку участников. Лонгитюдное исследование «Растем с Якутией», представление которого стало одним из центральных событий, было признано уникальным инструментом для формирования научно обоснованной образовательной политики в регионах Дальнего Востока.

Важным итогом стало решение о расширении географии исследований Лаборатории детства – Амурская и Сахалинская области, Забайкальский край и Благовещенский педуниверситет изъявили желание присоединиться к проекту «Растем вместе». Это свидетельствует о высоком доверии к методологии и экспертизе организации со стороны региональных систем образования.

Конференция в Благовещенске стала отправной точкой для формирования сети профессионального сотрудничества, в которой Лаборатория детства выступает признанным научно-методическим центром, способным консолидировать усилия ученых, практиков и управленцев для достижения общей цели – качественного преобразования системы дошкольного образования России.

Еще новости

Магистранты СВФУ исследовали интеллектуальные способности учащихся на базе Мархинской СОШ №1

Магистранты СВФУ исследовали интеллектуальные способности учащихся на базе Мархинской СОШ №1

02.10.2025

В Республике Саха (Якутия) продолжается внедрение технологии междисциплинарного обучения в начальной школе

В Республике Саха (Якутия) продолжается внедрение технологии междисциплинарного обучения в начальной школе

02.10.2025

«Родничок» патриотизма: педагоги Нерюнгринского района получили новые инструменты для воспитания дошкольников

«Родничок» патриотизма: педагоги Нерюнгринского района получили новые инструменты для воспитания дошкольников

29.09.2025

«Лаборатория детства» открыла цифровую мультстудию в Покровской художественной школе для создания анимированных физкультминуток

«Лаборатория детства» открыла цифровую мультстудию в Покровской художественной школе для создания анимированных физкультминуток

24.09.2025

Игра как инструмент развития: в Якутии завершились уникальные курсы для дошкольных педагогов

Игра как инструмент развития: в Якутии завершились уникальные курсы для дошкольных педагогов

21.09.2025

В Якутске прошли курсы повышения квалификации по внедрению программы патриотического воспитания «Родничок» для педагогов дошкольного образования

В Якутске прошли курсы повышения квалификации по внедрению программы патриотического воспитания «Родничок» для педагогов дошкольного образования

18.09.2025

Более 100 педагогов Вилюйского улуса повысили квалификацию по программе патриотического воспитания детей дошкольного возраста  «Родничок»

Более 100 педагогов Вилюйского улуса повысили квалификацию по программе патриотического воспитания детей дошкольного возраста  «Родничок»

18.09.2025

Специалисты «Лаборатории детства» провели курсы повышения квалификации по патриотическому воспитанию в Хангаласском улусе

Специалисты «Лаборатории детства» провели курсы повышения квалификации по патриотическому воспитанию в Хангаласском улусе

18.09.2025