При финансировании:

Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений Республики Саха (Якутия)»

В Якутии стартовало исследование по формированию проектной команды в системе инклюзивного дошкольного и общего образования

Новости, 21.04.2025
Поделиться

В рамках научно-исследовательской работы АНО ГРД «Лаборатория детства» в области психического развития детей дошкольного и школьного возраста в Республике Саха (Якутия) началось исследование по формированию проектной команды в системе инклюзивного дошкольного и общего образования республики (далее – НИР) под руководством ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». Договор на проведение НИР заключен в марте 2025 года.

Цель проводимого исследования – продолжение изучение детства дошкольного и школьного возрастов для формирования научно-обоснованной системы гармоничного развития детей в детских садах и школах Якутии.

Исследование проводится в несколько этапов.

Первый этап включал разработку диагностического инструментария (анкет), необходимого для выявления профессиональных затруднений у педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях. Анкетирование содержит 2 блока вопросов и проводится в онлайн-формате.

Второй этап – мониторинговое исследование, которое проводилось с использованием разработанного диагностического инструментария.

Онлайн-анкетирование по разработанным формам проведено в апреле 2025 года в 5 образовательных организациях Якутии, которые в дальнейшем приняли участие в выездном научно-методическом мониторинге:

  • МБДОУ ЦРР-Д/с №11 «Подснежник» ГО «Город Якутск РС (Я);
  • МБДОУ ЦРР ДС №10 «Кырачаан ымыылар» МР «Горный улус» РС (Я);
  • МБДОУ ДС №1 «Звездочка» ГО «Город Якутск» РС (Я);
  • МБОУ «СОШ №35» ГО «Город Якутск» РС (Я);
  • МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. С.П. Данилова» МР «Горный улус» РС (Я).

Очный этап исследования, включающий посещение вышеуказанных образовательных организаций специалистами ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», продлился с 12 по 18 апреля 2025 года:

  • 14 апреля работа прошла в МБДОУ ЦРР-Д/С № 11 «Подснежник» ГО «Город Якутск РС (Я);
  • 15 апреля специалисты работали в МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. С.П. Данилова» и МБДОУ ЦРР-ДС № 10 «Кырачаан ымыылар» Горного улуса Якутии;
  • 17 апреля посетили МБДОУ ДС №1 «Звездочка» ГО «Город Якутск» РС (Я);
  • 18 апреля в МБОУ «СОШ № 35» ГО «Город Якутск» РС (Я).

В каждой исследуемой организации проведены:

  • выездной научно-методический мониторинг, включающий анализ локальных нормативных правовых актов, программно-методической документации, учебно-дидактических материалов, иных документов, касающихся вопросов организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, с трудностями в обучении;
  • очное посещение уроков/ занятий с участием детей с ОВЗ, с трудностями в обучении, с анализом качества предлагаемых в школе/ детском саду психолого-педагогических условий организации деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. Анализ осуществлялся по чек-листам, разработанными членами проектной команды ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
  • проведение консультаций (собеседований) с административными и педагогическими работниками, специалистами ППК организации.

В Якутии работала команда ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» в следующем составе:

  • Абкович Алла Яковлевна, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»;
  • Акулина Анастасия Викторовна, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»;
  • Артемьева Дарья Евгеньевна, младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»;
  • Ворошилова Елена Леонидовна, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»;
  • Маркова Надежда Федоровна, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».

Команда привлеченных специалистов АНО ГРД «Лаборатория детства»:

  • Агеева Мария Александровна, учитель-логопед МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» ГО «город Якутск», член рабочей группы.
  • Вертецкая Любовь Владимировна, директор МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» ГО «город Якутск»;
  • Копылова Майя Борисовна, методист УРЦ «Эйгэ» МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. С.П. Данилова» МР «Горный улус»;
  • Максимова Зинаида Семеновна, ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», заместитель руководителя рабочей группы по научной работе.
  • Матвеева Надежда Николаевна, заместитель заведующего по ОВР МБДОУ Детский сад № 11 «Подснежник» ГО «город Якутск»;
  • Петрова Сахаяна Иннокентьевна, заместитель директора Благотворительного фонда «Харысхал» («Милосердие»), заместитель руководителя рабочей группы по организационной работе.
  • Сергеева Марфа Дмитриевна, учитель -дефектолог МБДОУ ЦРР Детский сад № 10 «Кырачаан ымыылар» МР «Горный улус»;
  • Сопова Инна Владимировна, учитель-дефектолог МБДОУ Детский сад № 1 «Звёздочка» ГО «город Якутск»;
  • Черных Елена Сергеевна, заведующий МБДОУ Детский сад № 1 «Звёздочка» ГО «город Якутск».

Все полученные данные будут систематизированы, проанализированы специалистами Института коррекционной педагогики и станут основой для разработки предложений по развитию мер научно-методической поддержки образовательным организациям, реализующим адаптированные образовательные программы в условиях инклюзии с опорой на актуальное ресурсное (в том числе кадровое, финансовое) обеспечение и разработанные Институтом коррекционной педагогики алгоритмы управления образовательным процессом, профилактики и преодоления типовых трудностей взаимодействия участников образовательных отношений (родителей, педагогов, детей) и другие.

Еще новости