Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений Республики Саха (Якутия)»
В Якутии стартовало исследование по формированию проектной команды в системе инклюзивного дошкольного и общего образования
Новости, 21.04.2025
Поделиться
В рамках научно-исследовательской работы АНО ГРД «Лаборатория детства» в области психического развития детей дошкольного и школьного возраста в Республике Саха (Якутия) началось исследование по формированию проектной команды в системе инклюзивного дошкольного и общего образования республики (далее – НИР) под руководством ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». Договор на проведение НИР заключен в марте 2025 года.
Цель проводимого исследования – продолжение изучение детства дошкольного и школьного возрастов для формирования научно-обоснованной системы гармоничного развития детей в детских садах и школах Якутии.
Исследование проводится в несколько этапов.
Первый этап включал разработку диагностического инструментария (анкет), необходимого для выявления профессиональных затруднений у педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях. Анкетирование содержит 2 блока вопросов и проводится в онлайн-формате.
Второй этап – мониторинговое исследование, которое проводилось с использованием разработанного диагностического инструментария.
Онлайн-анкетирование по разработанным формам проведено в апреле 2025 года в 5 образовательных организациях Якутии, которые в дальнейшем приняли участие в выездном научно-методическом мониторинге:
МБДОУ ЦРР-Д/с №11 «Подснежник» ГО «Город Якутск РС (Я);
Очный этап исследования, включающий посещение вышеуказанных образовательных организаций специалистами ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», продлился с 12 по 18 апреля 2025 года:
14 апреля работа прошла в МБДОУ ЦРР-Д/С № 11 «Подснежник» ГО «Город Якутск РС (Я);
15 апреля специалисты работали в МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. С.П. Данилова» и МБДОУ ЦРР-ДС № 10 «Кырачаан ымыылар» Горного улуса Якутии;
17 апреля посетили МБДОУ ДС №1 «Звездочка» ГО «Город Якутск» РС (Я);
18 апреля в МБОУ «СОШ № 35» ГО «Город Якутск» РС (Я).
В каждой исследуемой организации проведены:
выездной научно-методический мониторинг, включающий анализ локальных нормативных правовых актов, программно-методической документации, учебно-дидактических материалов, иных документов, касающихся вопросов организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, с трудностями в обучении;
очное посещение уроков/ занятий с участием детей с ОВЗ, с трудностями в обучении, с анализом качества предлагаемых в школе/ детском саду психолого-педагогических условий организации деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. Анализ осуществлялся по чек-листам, разработанными членами проектной команды ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
проведение консультаций (собеседований) с административными и педагогическими работниками, специалистами ППК организации.
В Якутии работала команда ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» в следующем составе:
Абкович Алла Яковлевна, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»;
Акулина Анастасия Викторовна, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»;
Артемьева Дарья Евгеньевна, младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»;
Ворошилова Елена Леонидовна, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»;
Маркова Надежда Федоровна, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
Команда привлеченных специалистов АНО ГРД «Лаборатория детства»:
Агеева Мария Александровна, учитель-логопед МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» ГО «город Якутск», член рабочей группы.
Вертецкая Любовь Владимировна, директор МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» ГО «город Якутск»;
Максимова Зинаида Семеновна, ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», заместитель руководителя рабочей группы по научной работе.
Матвеева Надежда Николаевна, заместитель заведующего по ОВР МБДОУ Детский сад № 11 «Подснежник» ГО «город Якутск»;
Петрова Сахаяна Иннокентьевна, заместитель директора Благотворительного фонда «Харысхал» («Милосердие»), заместитель руководителя рабочей группы по организационной работе.
Сергеева Марфа Дмитриевна, учитель -дефектолог МБДОУ ЦРР Детский сад № 10 «Кырачаан ымыылар» МР «Горный улус»;
Сопова Инна Владимировна, учитель-дефектолог МБДОУ Детский сад № 1 «Звёздочка» ГО «город Якутск»;
Черных Елена Сергеевна, заведующий МБДОУ Детский сад № 1 «Звёздочка» ГО «город Якутск».
Все полученные данные будут систематизированы, проанализированы специалистами Института коррекционной педагогики и станут основой для разработки предложений по развитию мер научно-методической поддержки образовательным организациям, реализующим адаптированные образовательные программы в условиях инклюзии с опорой на актуальное ресурсное (в том числе кадровое, финансовое) обеспечение и разработанные Институтом коррекционной педагогики алгоритмы управления образовательным процессом, профилактики и преодоления типовых трудностей взаимодействия участников образовательных отношений (родителей, педагогов, детей) и другие.