При финансировании:

Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений Республики Саха (Якутия)»

Разработка перспективных образовательных технологий для система образования Якутии: итоги командировки

Новости, 21.03.2025
Поделиться

С 01 по 20 марта Семенов Ю.И., директор АНО ГРД «Лаборатория детства» был в командировке по изучению передового образовательного опыта в Сахалинской области и г. Москва.

С 01 по 10 марта 2025 работал в г. Южно-Сахалинск Сахалинской области Изучал опыт образовательных программ дошкольного образования Сахалинской области для их обобщения и внедрения в Республике Саха (Якутия). 

Выявил две наиболее перспективные практики дошкольного образования для применения в системе образования Республики Саха (Якутия) по развитию парциальной программы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Родничок» и парциальной программы по физическому развитию детей дошкольного возраста «Үс хоһуун» (Три богатыря): 

1. «Технологии бережливого производства в образовательной организации» –  система методов и приемов организации деятельности образовательного процесса и управления по повышению эффективности деятельности при минимальных затратах организации. Бережливые технологии направлены на: 

– улучшение образовательных процессов и оптимизация работы;

– повышение эффективности деятельности организации при минимальных затратах и оптимизации расходов;

– непрерывное повышение качества образования, внедрение новых методов работы и технологий;

– сокращение временных и финансовых потерьпри достижении максимальных результатах. 

2. «Возможности использования искусственного интеллекта в дошкольном образовании» – массово внедряется в систему образования и позволяет оптимизировать и улучшить различные аспекты учебного процесса.

Некоторые возможности использования искусственного интеллекта (ИИ) в дошкольном образовании:

– автоматизация планирования образовательного процесса. Цифровые платформы с элементами ИИ помогают воспитателям формировать индивидуальные маршруты развития для каждого ребёнка, подбирать задания с учётом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

– Диагностика уровня развития ребёнка. Многие нейросетевые программы способны анализировать речь, поведение, двигательную активность и другие параметры, помогая педагогам выявлять возможные отклонения и разрабатывать индивидуальные коррекционные программы, но это не доказано, тем не менее имеется положительный опыт работы который заставляет задуматься педагогов.

– взаимодействие с родителями. Чат-боты и голосовые помощники могут отвечать на типичные вопросы родителей, напоминать о важных событиях, таких как родительские собрания и праздники, а также давать рекомендации по воспитанию и развитию детей.

– Работа с документацией. Автоматизированные системы могут формировать отчёты, анализировать данные по посещаемости, успеваемости, дисциплине, а также подготавливать планы занятий.

– Использование ИИ в образовательных играх и интерактивных занятиях. Интерактивные доски, планшеты и обучающие приложения с элементами ИИ позволяют детям в игровой форме осваивать новые знания и навыки.

– Мониторинг и оценка развития детей. Специальные программы могут отслеживать прогресс каждого ребёнка, фиксировать достижения и выявлять области, требующие дополнительного внимания.

– Сокращение рутинных операций. 

– Развитие навыков будущего. Использование ИИ в учебных процессах помогает ученикам развивать навыки, которые будут востребованы в будущем, такие как информационная грамотность и умение работать с технологиями.

– Творчество. С помощью ИИ педагоги создают авторские картины, песни, видео ролики для своих мероприятий, которые учитывают региональный компонент, национальный компонент, все авторские задумки педагогов и полностью создаются под описание педагогов и их авторские технологии.

На основании командировки Семенов Ю.И., директор разработал две программы повышения эффективности и повышения привлекательности реализации программы АНО ГРД «Лаборатория детства» в частности: 

1. Разработал программу курсов повышения квалификации по теме «Технологии бережливого производства в образовательной организации» для руководителей, заместителей руководителей и педагогов системы дошкольного образования Республики Саха (Якутия) для повышения эффективности реализациипарциальной программы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Родничок», парциальной программы по физическому развитию детей дошкольного возраста «Үс хоһуун» (Три богатыря), внедрения модели здоровьесбережения, физического развития детей дошкольного возраста в Республике Саха (Якутия), внедрения учебно-методических пособий по художественно-эстетическому и креативному развитию детей дошкольного возраста по проекту «Рисуем все» и создания условий для их реализации.

Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций руководителей, заместителей руководителей и педагогов в области применения технологий бережливого производства в деятельности образовательной организации по внедрению инновационных проектов, парциальных программ и УМК АНО ГРД «Лаборатория детства», создания условий и среды.

В программе курсов рассматривались такие вопросы, как:

• Основные понятия бережливого производства – повышения эффективности образовательной организации;

• Внедрение инструментов бережливого производства в образовательной организации по внедрению инновационных проектов, парциальных программ и УМК АНО ГРД «Лаборатория детства», создания условий и среды.

Курсы запланированы с 29 по 30 апреля 2025 года с привлечением специалистов Сахалинской области.

2. Разработал программу курсов повышения квалификации по теме «Возможности использования искусственного интеллекта в дошкольном образовании при реализации парциальной программы патриотического воспитания «Родничок»/ «Уруйэчээн» для работников дошкольных образовательных организаций Республики Саха (Якутия).

Цель реализации программы – формирование компетенций руководителей и педагогов ДОО в области использования средств искусственного интеллекта для повышения эффективности образовательного процесса и реализации парциальных программ АНО ГРД «Лаборатория детства».

В программе курсов рассматриваются такие вопросы, как:

• Приоритетные направления цифровой трансформации образования;

• Цифровые приложения на основе искусственного интеллекта в образовательном процессе ДОО: компьютерная анимация тем парциальных программ «Родничок» и «Три богатыря»;

• Цифровые приложения на основе искусственный интеллект в образовательном процессе ДОО: игровые технологии внедрения парциальных программ «Родничок» и «Три богатыря».

Курсы запланированы с 3 по 4 апреля 2025 г. с привлечением специалистов Сахалинской области.

На Сахалине рассказал про парциальнуюпрограмму патриотического воспитания «Родничок» и в ходе обсуждения с Сахалинскими коллегами родился проект патриотический проект «Моя страна – моя семья» и идея совместного развития Ассоциации развития инклюзивного образования на Дальнем Востоке.

В г. Москва работа состоялась с 10 по 16 марта 2025 года: 

10 марта 2025 года Проведена встреча в МПГУ с деканов факультета дошкольного образования Паромоновой М.Ю., к.п.н., доцентом и Изотовой Е.И., к.псхн., доцентом.

Обсуждены вопросы: 

– Семенов Ю.И. представил хрестоматию по детской литературе к парциальной программе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Родничок». Получил положительную оценку, 12 замечаний, которые устранены на месте. 12 марта 2025 года согласованы с Никифоровой Т.И., к.п.н., доцентом. 

– обсуждена концепция проекта «Моя страна – моя семья». Концепция разработана Захаровой А.С., Семеновым Ю.И., Костицыной Е.А. (Сахалин), Ведяшкиным В.А. (Сахалин). Необходимо существенно доработать. Получены рекомендации.

11 марта в первой половине дня принял участие в организованной мною встрече с директором ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» Е.Н. Приступой, д.п.н., профессором и начальником отдела дошкольного образования Минпросвещения России Н.В. Беляевой.

Обсуждались вопросы развития дошкольного образования, приоритеты дошкольного образования.  Семенов Ю.И. представил проекты АНО ГРД «Лаборатория детства» и предложил поддержать мероприятия АНО ГРД «Лаборатория детства».

Получил поддержку ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

по ВКС выступает Н. В. Беляева

Организована встреча и проведены собрания с академиком РАО, д.псх.н., профессором А.Н. Веракса по вопросам исследования по психологии в 2025 году и по итогам 2021-2024 годов – 10-11марта 2025 г.

В том числе обсуждены следующие тематики: 

– план исследования на 2025 г. весна и осень, основные методики исследования и ошибки допускаемые тестерами. Обсуждены методы и приему минимизации ошибок. 

11 марта с А.Н. Веракса и Ушков Ф.И. обсуждена тема «Диагностика трудностей личностного развития и девиантного поведения» в том числе с участием данных выявленными в рамках исследования проекта «Растем с Якутией» 2022-2024 гг. Обсуждение прошло с практиками дошкольного образования ДФО в том числе двух детских садов Якутска («Подснежник» и «Звездочки»).

Принято решение усилить диагностическую часть в 2025 г. по выявлению развитию трудностей личностного развития и девиантного поведения детей Якутии.

Обсуждены и представлены итоги исследований по следующим блокам и с участием ученых МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством А.Н. Веракса: 

1.  «Роль цифровых устройств в развитии дошкольников». Бухаленкова Дарья Алексеевна Доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, доцент.

2. «Стресс в дошкольном возрасте»Руднова Наталья Александровна Младший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, кандидат психологических наук.

3. «Речевое развитие детей 5-7 лет: на что важно обратить внимание». Ощепкова Екатерина Сергеевна, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований

4. «Проектная деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте: принципы организации и эффекты развития»Плотникова Валерия Андреевна, научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.

По итогам обсуждения принято решение разработать методические пособия этим направлениям в 2025 г.

Ответственный за разработку методических пособий на основе данных исследования 2025 г:

– «Цифровые устройства в развитии дошкольников»;

– «Стресс в дошкольном возрасте»;

– «Речевое развитие детей 5-7 лет»;

– «Проектная деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте».

Подробно обсудили итоги и данные исследования НИР в области психического развития детей дошкольного и школьного возраста в Республике Саха (Якутия) за 2024 года.


12 марта 2025 принял участие в круглом столе и семинаре ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (адрес: ул. Погодинская, д. 8, корп. 1, 212 кабинет).

Круглый стол: «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»

Приветственное слово Семенов Ю.И., директор Лаборатории детства.

Приветственное слово и сообщение на тему «Системный подход к управлению по результату образования обучающихся с ОВЗ в коррекционной и инклюзивной школе», Соловьева Татьяна Александровна, директора ФГБНУ «ИКП»;

«Программно-методическое обеспечение образования детей с ОВЗ в специальных и инклюзивных образовательных организациях», Абкович Алла Яковлевна, к.п.н., заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «ИКП»;

Выступление сопредседателей Ассоциации развития инклюзивного образования на Дальнем Востоке Костицыной Елены Алексеевны и Игумновой Анны Сергеевны.

Мастер-класс «Диагностика детей дошкольного возраста, проживающих в регионах Севера: методическое обеспечение для оценки психического развития», Медведева Евгения Алексеевна, научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП»

Мастер-класс «Особенности и трудности организации специального и инклюзивного дошкольного образования», Маркова Надежда Федоровна, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ФГБНУ «ИКП»

Подписал договор с директором ФГНБУ «ИКП».

12 марта 2025 года впервой половине дня посетили и обменялись опытом с детским садомГКОУ города Москвы «Центр инклюзивногообразования «Южный» (Директор – Кизерман Т.В.).

13 марта 2025 года организовал для детских садов Якутии посещение детского сада г. Москва – ГБОУ Шуваловская гимназия № 1448, дошкольное отделение «Академия детства», адрес: Мичуринский просп., 5, корп. 2.

В программе: открытые занятия, обмен опытом с педагогическим коллективом, концерт. В детском саду педагоги ознакомились передовым опытом московского образования.

Во второй половине дня принял участие в семинаре «Современные методы и подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста».

Тема «Экосистема дошкольного детства как ресурс возможностей для педагогов дошкольного образования»

Лектор: Дорофеева Эльфия Минимулловна, генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», президент ассоциации развития качества дошкольного образования, директор по инновациям МПАДО.

Кисель Арина Вячеславовна, исполнительный директор МПАДО, преподаватель

Мастер-класс «Формирование российских  духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством сказки»

Лектор: Макушкина Светлана Вячеславовна, сказкотерапевт, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель проекта «Этнические сказки для дошкольников» 

Тема «Среда, которая вдохновляет: Как организовать пространство для детей»

Лектор: Дорофеева Елена Евгеньевна, руководитель отдела обучения МПАДО, преподаватель

Тема «Коробка возможностей: Эффективные нейропсихологические занятия в детском саду»

Лектор: Стогний Ольга Владимировна, руководитель проекта «Экосистема дошкольного детства» 

Кисель Арина Вячеславовна, исполнительный директор МПАДО, преподаватель

Тема «Педагогический навигатор: выставка методической литературы для развития и обучения детей»

С 11 по 14 марта 2025 г. проведена работа с М. Аслановой по психологическому исследованию и разработке отчета НИР за 2021-2024 гг. 

Обсуждены основные итоги и выявлены основные дайджесты. Дайджест представляет собой обзор ключевых результатов масштабного исследования, проведенного в рамках проекта «Растем с Якутией». Исследование охватывает психическое, когнитивное и эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в уникальных условиях Республики Саха (Якутия). Мы выделили основные блоки, чтобы помочь родителям и специалистам лучше понять, как развиваются их дети, и какие факторы влияют на их успехи в школе и жизни.

Как развиваются память, контроль и эмоции: ключевые этапы когнитивного становления детей в Якутии

Зрительная память: от детского сада к школе

Зрительная память играет важную роль в обучении и адаптации детей. Исследование показало, как она развивается у детей в период перехода из детского сада в школу, а также выявило гендерные различия.

• Зрительная память активно развивается в дошкольном возрасте, особенно в подготовительных группах. Дети лучше запоминают содержание изображений, но хуже — их расположение.

• К младшему школьному возрасту зрительная память значительно улучшается: первоклассники лучше запоминают и содержание, и расположение изображений.

• Девочки в первом классе демонстрируют более высокие показатели зрительной памяти на содержание изображений, чем мальчики

Развитие зрительной памяти — это постепенный процесс, который ускоряется при переходе в школу. Девочки могут иметь небольшое преимущество благодаря своей усидчивости и внимательности.

Слухоречевая память: города или улусы?

Слухоречевая память важна для успешного обучения. Исследование выявило, как на её развитие влияет место проживания детей — город или улус.

• Слухоречевая память улучшается при переходе из подготовительной группы в первый класс.

• Дети из городов в дошкольном возрасте имеют более высокие показатели слухоречевой памяти, чем их сверстники из улусов.

• К первому классу различия между городскими детьми и детьми из улусов исчезают.

Городская среда, возможно, предоставляет больше стимулов для развития слухоречевой памяти в раннем возрасте. Однако к школе дети из сельской местности “догоняют” своих городских сверстников, что может быть связано с адаптацией к школьным требованиям.

Почему девочки лучше справляются с заданиями на сдерживающий контроль, чем мальчики?

Сдерживающий контроль — способность тормозить импульсивные реакции — важен для успешной адаптации в школе. Исследование показало, как он развивается у мальчиков и девочек.

• Сдерживающий контроль активно развивается как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

• Девочки в обоих возрастах допускают меньше ошибок, чем мальчики.

• Время выполнения заданий не отличается между мальчиками и девочками.

Девочки демонстрируют более высокий уровень сдерживающего контроля, что может быть связано с их большей склонностью к соблюдению правил и внимательностью. Это важно для успешной адаптации к школьной среде.

Телесный контроль выше у детей из улусов 

Телесный контроль — способность управлять своими движениями и поведением — важен для общего развития детей. Исследование показало, как он развивается у детей из городской и сельской местности.

• Телесный контроль улучшается при переходе из старшей в подготовительную группу и остается стабильным к первому классу.

• Дети из улусов демонстрируют более высокие показатели телесного контроля, чем городские.

Сельская среда, возможно, предоставляет больше возможностей для физической активности, что способствует развитию телесного контроля. Это важно для общего физического и когнитивного развития детей.

Девочки лучше понимают эмоции

Понимание эмоций — ключевой компонент эмоционального развития. Исследование показало, как оно развивается у детей и какие гендерные различия существуют.

• Понимание эмоций развивается с возрастом: дети лучше распознают внешние и ментальные причины эмоций, а также улучшают способность к рефлексии.

• Девочки в подготовительных группах лучше справляются с рефлексией эмоций, чем мальчики.

• В младшем школьном возрасте девочки также лучше понимают внешние причины эмоций.

Девочки демонстрируют более высокий уровень эмоционального развития, что может быть связано с их большей склонностью к эмпатии и социальной чувствительности. Это важно для успешного взаимодействия с окружающими.

Речевые функции: городские дети впереди

Речевые навыки важны для успешного обучения и социализации. Исследование показало, как на их развитие влияет место проживания и билингвизм.

• Дети из городов имеют более развитый активный словарь и лучше справляются с заданиями на создание речевых нарративов.

• Городские дети также демонстрируют более высокую скорость речи и лучшее грамматическое оформление текста.

Городская среда, возможно, предоставляет больше возможностей для развития речевых навыков, таких как общение с разными людьми и доступ к образовательным ресурсам.

Как регуляторные функции влияют на развитие речи у детей?

Регуляторные функции, такие как память и когнитивная гибкость, могут влиять на развитие речи. Исследование показало, как это происходит.

• Развитый активный словарь положительно связан с высоким уровнем слухоречевой памяти.

• Грамматическая и лексическая грамотность связана как с развитой слухоречевой памятью, так и с когнитивной гибкостью.

Регуляторные функции, такие как память и когнитивная гибкость, являются основой для успешного развития речи. Дети с развитой слухоречевой памятью лучше запоминают новые слова и быстрее усваивают грамматические правила. Когнитивная гибкость помогает им адаптироваться к различным языковым ситуациям, что особенно важно для билингвов. 

Цифровая реальность: сколько времени дети проводят перед экранами?

Использование гаджетов стало неотъемлемой частью жизни детей. Исследование показало, как экранное время влияет на их развитие.

• 97,9% детей используют гаджеты более часа в день, причем 21,7% проводят за экранами более 6 часов.

• Активное экранное время отрицательно связано с развитием слухоречевой памяти.

Родителям стоит обратить внимание на баланс между активным и пассивным использованием цифровых устройств. Пассивное потребление контента, такое как просмотр видео, может влиять на развитие слухоречевой памяти, в то время как активное использование, например, образовательные приложения, может быть полезным.

Мальчики vs Девочки: кто больше времени проводит с гаджетами?

Введение: Гендерные различия в использовании гаджетов могут влиять на развитие детей. Исследование показало, как мальчики и девочки используют цифровые устройства.

• Мальчики имеют большее общее экранное время, особенно в выходные дни.

• Девочки более склонны к активному взаимодействию с устройствами.

Гендерные различия в использовании цифровых технологий могут быть связаны с разными интересами и предпочтениями. Мальчики чаще увлекаются играми, что увеличивает их экранное время, в то время как девочки чаще используют гаджеты для обучения или творчества.

Городская местность или улусы: где дети больше используют гаджеты?

Место проживания может влиять на использование гаджетов. Исследование показало, как дети из городов и улусов используют цифровые устройства.

• Дети из улусов имеют большее общее экранное время, особенно в будние дни.

• Они чаще занимаются активной работой с экраном, например, играют в приложения. 

У детей из улусов может быть меньше альтернатив для досуга, что приводит к более активному использованию гаджетов. Это требует внимания со стороны образовательных и социальных программ, чтобы предложить детям больше возможностей для развития вне цифровой среды.

Игра как инструмент развития: что думают родители?

Игра — важный инструмент развития детей. Исследование показало, как родители относятся к игре и её роли в подготовке к школе.

• 63,7% родителей считают, что свободная игра помогает подготовить ребенка к школе.

• Родители предпочитают совместную игру чтению.

Родители осознают важность игры, но важно, чтобы они понимали, как именно игра влияет на когнитивные и социальные навыки. Совместная игра с родителями не только укрепляет эмоциональную связь, но и способствует развитию регуляторных функций, таких как сдерживающий контроль и когнитивная гибкость.

Сиблинги: как наличие братьев и сестер влияет на развитие?

Наличие братьев и сестер может влиять на развитие детей. Исследование показало, как это происходит.
Результаты:

• Дети без сиблингов имеют более развитую зрительную и слухоречевую память в дошкольном возрасте.

• К младшему школьному возрасту эти различия исчезают.

Дети без братьев и сестер получают больше внимания от родителей, что способствует развитию памяти. Однако со временем дети с сиблингами догоняют их, так как взаимодействие с братьями и сестрами развивает социальные и когнитивные навыки.

Воображение и успеваемость: есть ли связь?

Воображение — важный компонент когнитивного развития. Исследование показало, как оно связано с успеваемостью в школе.

• Дети с развитым воображением имеют более высокие показатели зрительной и слухоречевой памяти.

• Это также связано с успеваемостью в школе.

Развитие воображения может быть ключевым фактором для улучшения академических результатов. Дети, которые умеют фантазировать и придумывать, лучше справляются с творческими заданиями и быстрее адаптируются к новым задачам.

Популярность в классе: кто становится лидером?

Популярность среди сверстников важна для социальной адаптации. Исследование показало, как когнитивные навыки влияют на социальную успешность детей.

• Дети с развитой зрительной памятью чаще становятся популярными.

• В младшем школьном возрасте популярность связана с развитым сдерживающим контролем.

Когнитивные навыки, такие как память и самоконтроль, играют важную роль в социальной адаптации детей. Дети, которые лучше запоминают информацию и способны контролировать свои импульсы, легче находят общий язык со сверстниками и становятся более популярными в коллективе

Стресс и поддержка: как они влияют на детей?

Эмоциональная поддержка важна для благополучия детей. Исследование показало, как уровень стресса и поддержки влияет на детей.

• Уровень стресса у детей не зависит от места проживания.

• Дети из улусов чаще ощущают поддержку со стороны родителей.

Эмоциональная поддержка важна для благополучия ребенка. Дети, которые чувствуют поддержку со стороны родителей, лучше справляются со стрессом и успешнее адаптируются в школе.

Рисунок 11. Уровень стресса и поддержки.

Социометрический статус: как он меняется с возрастом?

Социометрический статус — важный показатель социальной адаптации. Исследование показало, как он меняется при переходе из детского сада в школу.

• Большинство детей сохраняют свой социометрический статус при переходе в школу.

• 8,6% детей, которые были популярны в детском саду, становятся аутсайдерами в школе.

Переход в школу может быть стрессовым периодом, и некоторым детям требуется дополнительная поддержка для адаптации. Важно помочь детям сохранить уверенность в себе и наладить новые социальные связи.

Роль физической активности в развитии детей

Физическая активность важна для общего развития детей. Исследование показало, как она влияет на когнитивные функции.

• Дети, которые регулярно занимаются спортом, демонстрируют более высокие показатели слухоречевой памяти.

• Занятия шахматами положительно влияют на зрительную память.

Физическая активность и творчество способствуют улучшению памяти и внимания. Однако важно соблюдать баланс: чрезмерная нагрузка может привести к обратному эффекту.

Игра как основа развития

Игра — мощный инструмент развития. Исследование показало, как она влияет на когнитивные функции и социальную адаптацию.

• Дети, которые активно играют, демонстрируют более высокий уровень воображения и когнитивной гибкости.

• Девочки чаще используют предметы-заместители и лучше соблюдают правила игры.

Игра способствует формированию регуляторных функций, таких как сдерживающий контроль и когнитивная гибкость. Это особенно важно для успешной адаптации в школе и развития социальных навыков.

Воображение и креативность

Воображение — важный компонент когнитивного развития. Исследование показало, как оно связано с успеваемостью и социальной адаптацией.

• Девочки демонстрируют более высокий уровень воображения.

• Дети с развитым воображением лучше справляются с заданиями на когнитивную гибкость.

Воображение помогает детям адаптироваться к новым задачам и ситуациям. Дети, которые умеют фантазировать, лучше справляются с творческими заданиями и быстрее находят решения в нестандартных ситуациях.

Заключение

Исследование показывает, что развитие детей — это сложный процесс, на который влияют множество факторов: от экранного времени и игровой деятельности до семейной среды и дополнительных занятий. Девочки демонстрируют более высокие показатели в сдерживающем контроле и эмоциональном интеллекте, а городские дети — в речевых функциях. Однако к младшему школьному возрасту многие различия между городскими и сельскими детьми сглаживаются, что подчеркивает важность школьной адаптации.

Для родителей и педагогов важно находить баланс между использованием цифровых технологий и традиционными формами развития, такими как игра и творчество. Это поможет детям не только успешно адаптироваться в школе, но и стать социально успешными и эмоционально устойчивыми личностями.

Принято решение на основе дайджестов разработать наглядное пособие до 1 июня 2025 года. 

Обсуждены вопросы с И.Г. Сухиным по организации курсов в 2025 г. по теме «Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу «Шахматы – школе»: первый год обучения, второй год обучения. 

Принято решение провести курсы в конце 2 квартала и 3-4 квартале.

И.Г. Сухин будет разрабатывать программу второго года обучения «Шахматы – школе».

Организована стажировка шахматистов – ресурсных центров АНО ГРД «Лаборатория детства»

15 марта 2025 года встретился с директором Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования (далее – ФЦ ИО).

ФЦ ИО создан по приказу МинпросвещенияРоссии от 17 января 2023 г. № 27 в целях экспертно-консультационного и научно-методического сопровождения развития системы инклюзивного общего и дополнительного образования в субъектах Российской Федерации.

Деятельность центра направлена на научно-методическое обеспечение развития инклюзивного образования в Российской Федерации, повышения квалификации и подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, магистратура) специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование.

Цель создания ФЦИО – развитие инклюзивного процесса в отечественном образовании через создание сетевой инфраструктуры региональных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования.

Обсудили вопросы развития сотрудничества, поддержки Ассоциации развития инклюзивного образования на Дальнем Востоке. 

Совместной организации исследований, обучения и конференций.

Еще новости