При финансировании:

Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений Республики Саха (Якутия)»

Стратегическая сессия «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ РАННЕГО ДВУЯЗЫЧИЯ»

Новости, 15.02.2024
Поделиться

АНО ГРД «Лаборатория детства» совместно с Центром изучения родных языков Академии наук РС (Я) 14.02.2024 провели стратегическую сессию для педагогов дошкольных образовательных учреждений с целью разработки стратегии речевого развития детей дошкольного возраста на родном языке и плана действий по реализации проектов Концепции преподавания якутского языка, литературы и культуры  в Республике Саха (Якутия), утвержденной распоряжением Правительства РС (Я) от 16 мая 2023 года №387-р.

На открытии стратегической сессии выступили: Габышева Феодосия Васильевна, руководитель Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук РС (Я), Захарова Надежда Игнатьевна, заместитель руководителя Департамента государственной политики в сфере общего образования, воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РС (Я), Степанова Ася Степановна, главный специалист Национального фонда «Барҕарыы» и Ноговицына Алла Наумовна, языковой активист Общественного движения молодых родителей «Күөрэгэй».

Об анализе языковой ситуации:речевое развитие детей-билингвов спикерами  выступили:

Семенова Светлана Степановна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия) с темой «Языковой сдвиг или язык детской субкультуры?»;

Семенов Юрий Иванович, директор АНО ГРД «Лаборатория детства», младший научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия) – «Влияние билингвизма на когнитивное и речевое развитие детей»;

Васильева Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия) – «Синтаксис речи детей-билингвов  младшего школьного возраста Республики Саха (Якутия)».

Руководители проектных групп и экспертов стратегической сессии поставили задачи по развитии речи детей на родном языке в условиях двуязычия:

Захарова Сардана Михайловна, заведующий ДОУ № 51 «Кэскил» г. Якутска, председатель Ассоциации якутских детских садов г. Якутска

Семенова Ольга Ивановна, директор Детского издательства «Кэскил» им. Амма Аччыгыйа-Н.Е. Мординова

Никитина Вилюяна Николаевна, научный сотрудник Центра социолингвистических исследований ИГИ СО РАН, руководитель республиканского общественного движения «Ийээ тыл кэскилэ»

Никифорова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова

Попова Людмила Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова

Васильева Туяра Николаевна, главный специалист Департамента государственной политики в сфере общего образования, воспитания и дополнительного образования МОН РС (Я)

Острелина Марина Аркадьевна, учитель-логопед Республиканского методического центра психолого-педагогического сопровождения МОН РС (Я)

После обеда началась групповая работа по разработке плана действий по реализации 6 проектов, направленных на речевое развитие детей на родном (якутском) языке.

В проекте «Саха дьыссаатын иитээччитигэр» руководители  Семенов Юрий Иванович, директор АНО «Лаборатория детства», научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия); Никифорова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова раздали участникам учебно-методические пособия: «СЭДИП как образовательная технология педагогики олонхо», монография; «Профилактика микроэлементов у детей», методические рекомендации; «Парциальная программа по физическому развитию детей дошкольного возраста «Үс хоһуун»; «Как развивать саморегуляцию у детей дошкольного возраста», методические рекомендации; «Как сделать гаджеты безопасными для дошкольников», методические рекомендации «Современные подходы к коррекции витамина Д у детей дошкольного возраста», методические рекомендации. В группе приняло участие более 20 воспитателей и руководителей детских садов республики. Они рассказали об опыте работы и сущуствующих проблемах.

В конце стратегической сессии прошло общее обсуждение результатов проектных групп и подведением итога стало принятие резолюции о речевом развитии детей  дошкольного возраста на родном языке в раннем двуязычии.

Еще новости