При финансировании:
Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений Республики Саха (Якутия)»
Как уже сообщалось, в Хангаласском улусе недавно прошло важное событие в работе по продвижению проекта «Рисуем все» – дан старт эстафете художественного образования в Якутии. В Покровске состоялось торжественное вручение переходящего кубка – символа проекта “Рисуем все” – представителям Мегино-Кангаласского улуса. И далее в течение трех лет символ ежеквартально будет передаваться восьми улусам республики.
Для получения символа из заречного улуса к нам прибыла солидная делегация, в состав которой вошли все представители основных участников проекта “Рисуем все”, это в первую очередь дошкольное, школьное и дополнительное образование, так как проект нацелен именно на улучшение качества образования посредством изобразительного искусства в вышеназванных образовательных учреждениях. И это очень важно.
Как говорит проректор Российской академии музыки, профессор, доктор психологических наук Дина Кирнарская, “государство не понимает своей выгоды, когда не дает искусству широкую дорогу, поскольку мозг един, нет такого, что если ты чем больше долбишь математику, тем лучший ты математик. Ничего подобного. А чем больше ты созерцаешь прекрасную живопись, чем больше ты рисуешь и чем больше ты занимаешься музыкой, тем лучше у детей пойдет в том числе и математика. Это потому, что при сочетании гуманитарной науки и искусства между двумя полушариями образуются более прочные связи…”.
В этом плане инициатор двух уникальных образовательных проектов “Музыка для всех” и “Рисуем все” Михаил Ефимович Николаев абсолютно прав. Потому данный проект должен всемерно поддерживаться всеми образовательными учреждениями нашей республики и как можно шире внедряться в образовательный процесс.
О пользе предметов искусства для освоения общего образования в школах также говорит Кен Робинсон, английский ученый (педагог), международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях США. Он говорит:
“Одним из результатов закона “ни одного отстающего ребенка в школе”
стало фокусирование только на точных науках. Они очень важны, но я это говорю не для того, чтобы оспаривать важность естественных наук и математики. Напротив, они необходимы, но их одних недостаточно. В настоящем образовании должно уделяться равное внимание искусствам, гуманитарным наукам и физкультуре, так как творчество – неотъемлемая часть человеческой жизни. Вот почему у нас у всех разное резюме. Мы строим свои жизни, и, проживая в них, мы перестраиваем их. Это общий принцип человеческого бытия. Одна из задач у учителя это пробудить творческие способности у детей. А вместо этого у нас культура стандартизации, но ведь это не обязательно должно быть так. К примеру, Финляндия регулярно оказывается в числе первых по математике, естественным наукам и чтению. Мы знаем лишь об этих дисциплинах потому, что это сейчас и проверяют в образовании. В этом одна из проблем проверок. Они не учитывают, что есть и другие предметы, которые ничуть не менее важны. В Финляндии все дело вот в чем. Они не зацикливаются только на этих предметах, у них очень широкий взгляд на образование, в которое входят гуманитарные науки, физическая культура, изобразительное искусство и музыка. В Финляндии нет стандартизированных тестов, т.е. кое-что есть, но они не ради этого встают по утрам и не ради этого они сидят за партами. Они очень большое значение придают профессии учителя. Они понимают, что невозможно улучшить образование, если не набирать в учителях талантливых людей, не оказывать им непрерывную поддержку, не способствовать их профессиональному росту. В-третьих, они передали ответственность за проделываемую работу школам. Понимаете, тут есть большое различие от режима приказов и контроля в образовании. Так происходит в некоторых системах. Центральнаяправительство или правительство штата решает, что лучше всех всё знает и указывает всем, что делать. Но только проблема в том, что образовательный процесс проходит не в залах заседаний и не в законодательных учреждениях, он проходит в классах и в школах, а люди, осуществляющие их, это учителя и учащиеся. И если их лишить свободы действий, то этот процесс перестанет работать. Нужно вернуть её людям…”.
Таких высказываний известных людей в пользу предметов искусства можно привести до бесконечности. Но, как говорит тот же Кен Робинсон, в мире есть три типа людей: не сдвигаемые, те, которые не понимают или ничего не хотят с этим делать; сдвигаемые, те, которые осознают необходимость изменений и готовы прислушиваться к ней; и есть те, кто воплощает задуманное в жизнь. Если мы сможем воодушевить больше людей (имеется в виду проект “Рисуем все”- авт.), то это будет движением. И если это движение будет достаточно мощным, то произойдет революция в лучшем смысле этого слова, именно это нам и нужно.
В нашем случае “революцией” было бы увеличение количества уроков ИЗО в общеобразовательных школах республики хотя бы за счет ВУД (по программе внеурочной деятельности), как это было сделано в большинстве школ Хангаласского улуса, где дети, кроме одного основного часа в неделю, имеют возможность дополнительно получить еще одно внеурочное занятие по творчеству.
Итак, одним из приоритетных достижений по продвижению проекта “Рисуем все”, на мой взгляд, должно быть увеличение количества уроков ИЗО за счет программы ВУД. Это во-первых. Во-вторых, занятия по ИЗО в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах должны вестись специалистами, имеющими специальное художественное образование.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность за самоотверженный труд во благо процветания проекта “Рисуем все”. Надеюсь, передача кубка проекта по улусам даст руководителям образовательных учреждений возможность еще раз обратить внимание на проблемы художественного образования в образовательных учреждениях и поможет принять существенные меры по организации условий не только качественного, но и количественного преподавания уроков ИЗО в школах.
Подробнее: https://ханаласгазета.рф/article/94551
Александр Харитонов, директор Покровской ДХШ