При финансировании:

Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений Республики Саха (Якутия)»

Исследователи Российской академии образования и МГУ имени М.В. Ломоносова выяснили, как способность контролировать себя влияет на успехи ребенка в математике и учебе в целом

Новости, 01.12.2021
Поделиться

«Именно саморегуляция лежит в основе успешной адаптации ребенка к школьному обучению, его академической и социальной успешности. Мы можем с уверенностью сказать, что дети, обладающие сформированной на высоком уровне саморегуляцией, имеют больше шансов хорошо учиться. Особенно ярко это проявляется в освоении математики. Здесь связь даже более тесная, чем с чтением и письмом», – рассказал академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Веракса.

Саморегуляция – это способность контролировать свои эмоции, познавательные процессы и поведение. Каждый третий современный ребенок при поступлении в школу имеет низкий уровень таких навыков, и это может сказаться на его успехах в учебе.

Психологи рассматривают три основных компонента саморегуляции. Во-первых, это рабочая память – способность удерживать информацию и использовать ее. Во-вторых, это когнитивная гибкость, или переключение, которая связана со способностью переходить от одного правила или задания к другому. И, наконец, это сдерживающий контроль – способность подавлять отвлекающую в данной ситуации информацию или реакцию.

Рабочая память, в первую очередь зрительная, напрямую связана со способностями к счету в дошкольном и младшем школьном возрасте, навыками работы с числовой прямой и интуитивным чувством расположения чисел друг относительно друга – тем, что называется «чувством числа». А вот уровень сдерживающего контроля в дошкольном возрасте связан с большинством математических способностей и общей математической успешностью в более старшем возрасте. Способность к переключению внимания в дошкольном возрасте влияет на математическую успешность в первом классе.

«Тем не менее родителям необходимо понимать, что высокого уровня развития саморегуляции может быть недостаточно для успешного овладения математикой. Да, скорее всего, таким детям будет легче учиться, однако то, чего они достигнут, в не меньшей степени определяется содержанием школьной программы по математике и тем, как эта программа реализуется конкретным учителем в конкретной школе», – отметила старший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Анастасия Сиднева.

Специалисты РАО добавляют, что родители могут самостоятельно проверить, достаточно ли развита саморегуляция ребенка. Если к моменту поступления в школу ему трудно выполнять простые инструкции, он постоянно отвлекается и не может даже ненадолго сосредоточиться на задании, испытывает проблемы с удержанием инструкции в памяти, со сдерживанием эмоциональных реакций, с переключением между заданиями, стоит обратиться к специалисту за более полной диагностикой и рекомендациями.

Напомним, что академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Веракса является научным руководителем проекта «Растем с Якутией» Лаборатории детства.

Проект массово начал реализацию в 2021 г. в 50 детских садах Якутии. Научные руководители проекта в Якутии: Мария Кимовна Иванова, к.п.н., доцент и Марфа Ивановна Дедюкина, к.п.н, доцент, общую координацию и организацию проекта осуществляет Юрий Семенов, руководитель НОЦ Академии наук Республики Саха (Якутия), руководитель Лаборатории детства.

«В этом году прежде всего все участники проекта прошли курсы разработанные факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова для обучения лучшим методом психологической диагностики и современным подходам к пониманию детства. После обучения все приступили к исследованию» – рассказывает Марфа Ивановна.

«На первом этапе нами проведено измерение общего уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта); диагностика уровня развития саморегуляции (регуляторных функций); диагностика социальных навыков (понимания эмоций); диагностика речевого развития (словарный запас). По итогам первого этапа мы сможем получить информацию об актуальном развитии интеллекта, навыков когнитивной саморегуляции, речевого развития и понимания эмоций у детей старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день диагностика продолжается. Запланировано проведение еще порядка 800 индивидуальных встреч» – поделилась Мария Кимовна.

В целом итогом исследования должно стать общее понимание современных детей и разработка научно-обоснованных программ их развития.

Источник: https://xn--80afdrjqf7b.xn--p1ai/news/9447/

Еще новости