Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений
Республики Саха (Якутия)»

В Якутии активно идет внедрение «Модель творческого междисциплинарного обучения в системе общего образования»

Новости, 29.11.2021
Поделиться

В рамках реализации подпроекта «Экосистема развития детской одаренности» Лаборатории детства идет разработка модели образовательной среды для развития общей одаренности детей младшего школьного возраста на основе междисциплинарного обучения и с ноября началась активная работа по внедрению модели в школах Якутии.

Научный руководитель проекта – Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, в.н.с. Психологического института РАО каждую неделю совместно с координатором проекта Антоновой Юлией Тихоновной, кандидатом педагогических наук, проводят семинары для учителей пилотных школ и организуют процесс разработки Модели образовательной среды для развития общей одаренности детей младшего школьного возраста на основе междисциплинарного обучения.

С ноября т.г. начались первые уроки (апробация) по технологии междисциплинарного обучения в начальных классах пилотных школ.

Так первы уроки прошли:

— 10.11.2021 г. в МБОУ «Амгинский лицей им. Л.В. Киренского» МР «Амгинский улус». Учитель Карамзина Оксана Владимировна.

— 12.11.2021 г. в МБОУ «Атамайская СОШ им. В.Д.Лонгинова» МР «Горный улус»: учитель: Семенова Наталья Георгивена.

— 16.11.2021 г. в МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. С.П. Данилова» МР «Горный улус»: 1 «а» класс учитель начальных классов: Максимова Л. А.; 1 «б» класс учитель начальных классов: Николаева М.И.; 1 «в» класс учитель начальных классов: Дьяконова М. А.

— 20.11.2021 г. в МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова» МР «Вилюйский улус». 1 «в» класс учитель начальных классов:  Комарова Екатерина Петровна.

Уроки в технологии междисциплинарного обучения (МДО) формируют умения оперировать необходимым «словарем исследователя»: такими понятиями, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т. т. В процессе осуществления различных исследований дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах (рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, небольшой сценарий, рассказ, доклад и т. п.). Дети учатся:

  • анализировать;
  • классифицировать;
  • сравнивать;
  • выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев;
  • рассматривать проблему с разных точек зрения;
  • проверять;
  • доказывать;
  • устанавливать последовательность;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • делать умозаключения;
  • комбинировать;
  • преобразовывать;
  • предсказывать;
  • придумывать новое;
  • вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:

  • ставить исследовательские вопросы;
  • формулировать проблемы;
  • выдвигать гипотезы;
  • составлять план работы;
  • вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
  • планировать и проводить небольшие интервью;
  • собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диа­граммы, таблицы, рисунки, схемы и т. п.);
  • организовывать (систематизировать) информацию.

Исходя из вышеизложенного, уроки в технологии МДО формируют все группы УУД в единстве.

Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, эффективно интегрировать изучение тем из различных дисциплин. При этом учебные дисциплины не исчезают, не теряют своей специфики, а внося свой «вклад» в открытие и доказательство междисциплинарной идеи, сами содержательно обогащаются.

Педагогам, заинтересованным в реализации принципов МДО, можно предложить проводить уроки в технологии МДО и Дни МДО.

Особенность урока в технологии МДО заключается в том, что роль учителя на уроке совсем незначительна. Он только направляет ход урока. На таком уроке нет конкретной предметной направленности: изучаемое понятие рассматривается с точки зрения любых дисциплин, притом внимание на этом не акцентируется. На таком занятии учащиеся обязательно работают в группе. Роли распределяются сразу, потому что на этапе обмена информацией выступает каждый.

Структура урока в технологии МДО строится на основе структуры мыслительного цикла.

Особенность проведения дня МДО заключается в том, что день выбирается заранее (за месяц). К нему готовится вся школа совместными усилиями. Разрабатывается концепция, дневник дня всеми учителями-предметниками, чтобы не упустить значимые стороны изучаемого явления. Сам день полностью посвящен изучаемой теме. Первым уроком в такой день проходит классный час по установленной теме. На каждом уроке 5 минут отводится той теме, по которой проходит день МДО. Каждая перемена наполнена настроением, заданиями или материалами, относящимися к теме дня. В течение всего дня учащиеся заполняют дневник дня МДО. В конце дня или через определенный срок (в зависимости об объема заданий, наличия / отсутствия домашнего задания) дневник дня МДО сдается классному руководителю на проверку.

Для подготовки к дню МДО необходимо затратить достаточно большое количество времени и собрать воедино мысли не одного педагога для того, чтобы охватить изучаемое явление всесторонне. Поэтому подготовка к дню МДО осуществляется через мозговой штурм учителей. Удобно использовать для таких целей платформу, где можно обмениваться в любое время мнениями, делиться ссылками на найденные материалы, прикреплять / создавать документы, аудио- и видеофайлы, изображения. Рекомендуют для таких целей использовать Google Classroom, но в более простом варианте может быть использован любой блог, сайт учителя, Skype и т.д.

Разрабатывается дневник дня МДО, в котором содержатся цель дня, рефлексия, вопросы, относящиеся к разным наукам, ответы на которые учащиеся могут получить в течение дня. Есть возможность зафиксировать свои мысли по теме дня и найденную информацию в виде схем, образов и т.д. Цитаты задают настроение тематического дня и заставляют подумать.

Сегодня учитель ищет такие методы, приемы, технологии, которые позволят ему вместе с учащимися выйти за рамки традиционного урока с той целью, чтобы научить школьников учиться. Технология междисциплинарного обучения направлена на формирование знаний и умений в сфере работы с информацией, исследовательского поведения, исследовательской терминологии. Уроки МДО может вести человек, который специально прошел обучение, но при организации уроков в технологии МДО и дней МДО возможности расширяются. Например, дневник дня МДО позволяет отслеживать также свое настроение, ожидания, сравнивать результат с поставленной целью. Кроме этого, дневник позволяет формировать не только теоретическое мышление, но и творческое: учащийся может получаемые знания фиксировать в виде образов, что формирует межполушарные связи, а это, в свою очередь, залог становления нестандартной личности, у которой нет доминирующего типа мышления. Такой человек может посмотреть на поставленную задачу и с логической точки зрения, и с творческой.

День МДО позволяет формировать системное мышление, взгляд на изучаемое понятие как на единое целое, а не раздробленное на учебные дисциплины.

С 26 ноября по 03 декабря 2021 г. делегация учителей пилотных школ едет в Москву для прохождения практической стажировки в ГБОУ «Школа № 1569 «Созвездие» г. Москва и Психологическом институте РАО.

В проекте участвуют:

ГБОУ РС(Я) «Якутская кадетская школа-интернат».

ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н. Г. Чернышевского».

МБОУ «Амгинский лицей имени Л.В. Киренского» МР «Амгинский улус (район) Республики Саха (Якутия)».

МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. С.П. Данилова» МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия)».

МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова» МР «Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)».

МОБУ «Мархинской средняя общеобразовательная школа №1» Городского округа «Город Якутск».

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №32» Городского округа «Город Якутск».

МОБУ «Атамайская средняя общеобразовательная школа имени В. Д. Лонгинова» МР «Горный улус (район) Республики Саха (Якутия).

Еще новости