При финансировании:

Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений Республики Саха (Якутия)»

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ЯКУТИИ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТАМ

Новости, 26.11.2021
Поделиться

06 ноября 2021 г. началась программа обучения педагогов Якутии методике преподавания шахматам в детских садах и начальных классах с целью развития у детей способности действовать в «уме». Автором курсов является Игорь Георгиевич Сухин – кандидат педагогических наук, Почётный работник общего образования Российской Федерации старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Всего с 06 ноября по 19 ноября 2021 г. прошли обучение 117 педагогов Якутии по программе «Шахматы в детском саду и начальной школе» по 40 часовой программе. Обучение проходило в дистанционном режиме по следующим группам:

– тьюторы: 22 человек обучались с 06-11 ноября 2021 г

– воспитатели детских садов: 79 человек обучались с 12-15 ноября 2021 г.

– учителя начальных классов: 16 человек обучались с 16-19 ноября 2021 г.

все обучение бесплатное.

Клюевой идеей проекта является содействие эффективному внедрению шахматного образования во все детские сады и школы Якутии, понимая, что шахматы являются реальным и мощным ресурсом развития мышления детей, что особенно важно в современных условиях, – в случае правильного (научно обоснованного) проведения шахматных занятий по шахматно-задачной технологии в детских садах и уроков в начальных классах.

Шахматы не просто развивают способность действовать в «уме», но и развивают другие навыки и компетенции. Общеизвестные факты:

навыки коммуникации

В современном мире навыки коммуникации играют первостепенную роль. К ним относится способность легко налаживать новые контакты с людьми, умение поддержать любой разговор и оставаться приятным собеседником, не забывая и об умении договариваться и настаивать на своем. В подростковом возрасте эти навыки прекрасно развиваются при активных занятиях шахматами. У некоммуникативных школьников происходит расширение круга общения, появляются новые возможности полноценного самовыражения и, что крайне важно, самореализации, повышается самооценка. Также занятия шахматами дают возможность необщительным детям преодолеть замкнутость, научиться продолжать общение и вне шахматной игры.

Помимо этого, активно развиваются вербальные навыки: несмотря на то, что на протяжении партии соперники, как правило, общаются крайне сдержанно, активно задействуются участки мозга, ответственные за владение языком и коммуникацией. Ещё шахматы способны снижать уровень подростковой агрессивности, трансформируя её в здоровый соревновательный дух.

Навык нестандартного мышления

Шахматы – это игра, в основе которой лежит сложная многоуровневая логика и оригинальный игровой мир, функционирующий по своим собственным строгим законам и правилам. Но, главный феномен шахмат заключается в активном стимулировании нестандартного мышления. Например, один из игроков жертвует фигурами, маскируя стратегию своей игры, усыпляет бдительность противника, а в решающий момент за два-три хода кардинально меняет ситуацию на шахматной доске: шах и мат. Подготовка ловушек и контрударов для соперника, сокрытие собственных планов игры и т.д. выступают отличным тренажером «думай-не-как-все».

Интеллектуальные навыки

Шахматы – это непревзойденный тренажер для человеческого интеллекта. Ведь во время партии задействуются оба полушария человеческого мозга, и одновременно используется и логическое, и абстрактное мышление

Кроме этого шахматы отлично тренируют логику. Ход каждой фигуры взаимосвязан с предыдущими и последующими передвижениями и вместе они представляют собой единую схему. Но, разумеется, план игры может измениться на протяжении партии, ведь приходится ориентироваться на существующее положение дел и активность развития шахматной баталии. В этой ситуации логическое мышление развивается само собой: игра обеспечивает способность пользоваться логическими конструкциями, в том числе и после завершения партии, когда многие игроки вновь продумывают и анализируют правильность своих ходов.

Ещё один навык, который развивается при занятиях шахматами – это анализ. Без умения оценивать положение дел на шахматной доске не получится продумать план дальнейших действий на основе актуальной ситуации. Ровно то же самое и происходит в жизни: мы анализируем получаемую информацию, проводим работу над своими ошибками, что позволяет нам достигать поставленных целей. А шахматы благотворно влияют на один из самых важнейших интеллектуальных навыков.

Шахматы прекрасно тренируют память человека. Во время игры наш мозг одновременно задействует и долговременную, и оперативную память. Игрок должен запоминать свои последующие шаги, просчитать ряд возможных ходов противника, запоминать типовые позиции. Все это требует крайне интенсивной интеллектуальной деятельности.

При игре в шахматы и у детей, и у взрослых развивается внимательность. Каждый неосторожный ход может привести к потере фигуры или даже поражению. Регулярные занятия помогают развить неусидчивым детям концентрацию и внимание. Прогресс требует времени, но постепенно он принесет плоды: ребенок станет более спокойным и научится сосредотачиваться.

Последним интеллектуальным навыком, который развивают шахматы, является системное мышление, т.е. умение мыслить организованно. Шахматные тренировки постепенно дисциплинируют человека, учат выстраивать логические цепочки шагов с учетом ситуации на доске. Эта игра способна дать игроку возможность выйти за существующие рамки, расширить горизонты и создавать сложные и длительные комбинированные ходы.

отличие нашей методики

методика игоря сухина – развитие Способности действовать в «уме»

действовать в «уме» – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности индивида оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых операций в пространстве).

Значение овладения правильной шахматной терминологией: одно из принципиальных различий преподавания шахмат в спортивных секциях и на уроках в общеобразовательной школе состоит в том, что в спортивных секциях тренеры (нередко не имеющие педагогического образования) преподают на сленге (шахматном жаргоне), который недопустим при проведении занятий в детских садах и уроков в начальной школе (типичный пример: нельзя говорить «срубил», правильно – «побил, взял» и т.п.). Это одна из причин, по которой тренеры редко подходят для проведения занятий в детских садах и уроков в начальной школе. Другая причина – тренеры заинтересованы исключительно в переводе учебного процесса на спортивное русло (для самых способных детей), а не на реальное развитие мышления всех детей.

Впереди стоят большие задачи: за 3 года обучить большое количество воспитателей детских садов и учителей общеобразовательных школ шахматно-задачной технологии преподавания учебного предмета «Шахматы».

всем прошедшим обучение выдается учебно-методический комлекс для преподавания с детском саду или начальной школе. Это стало возможным благодаря учредителю Лаборатории детства – Целевому фонду будущих поколений Республики Саха (Якутия)

Состав УМК первого года обучения курса «Шахматы – школе»: 1) «Шахматы – школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций»; 2-3) «Учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны» (в двух частях)»; 4) «Пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу»; 5-6) «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь (в двух частях)»; 7) «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ»; 8) «Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций».

Еще новости