При финансировании:

Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений Республики Саха (Якутия)»

Чрезмерный контроль негативно влияет на успеваемость

Новости, 28.10.2021
Поделиться

Доказано, что вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка положительно влияет на успеваемость, но только не при выполнении и контроле домашних заданий – тут в детях нужно развивать самостоятельность. На вторничном семинаре обсудили, в какой степени родители должны быть вовлечены в учебу ребенка, и как это сказывается на школьных результатах.

Исследование, которое представил Илья Прахов, доцент факультета экономических наук и старший научный сотрудник Института институциональных исследований ВШЭ, анализирует отложенный эффект родительской вовлеченности – как вовлеченность в учебный процесс ребенка в девятом классе влияет на результаты ЕГЭ и успешность поступления в вуз. Выборка построена на данных лонгитюда Института образования «Траектории в образовании и профессии». 

Долгое время школа не воспринимала семью как полноправного участника образовательного процесса. Ситуация начала меняться с 1960-х годов, когда в образовательном дискурсе появился конструкт родительской вовлеченности. В соответствии с законом «Об образовании» сегодня родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Именно родители обеспечивают доступ ребенка к разным образовательным возможностям, которые сегодня выходят далеко за пределы школы. 

Любицкая Кристина Александровна, Младший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования, PhD: «Дистанционное обучение показало, что семья является неотъемлемой частью образовательного процесса, без которой школе не обойтись. А вот семья без школы обойтись может – с трудом, но может. Это вызывает необходимость строить партнерские отношения, искать пути для вовлечения родителей».

Хоть сегодня и существует мнение, что родители не должны участвовать в образовании ребенка, и эта задача полностью лежит на школе, многие родители активно включены в учебный процесс, и исследователи называют для этого несколько причин: 

  • Осознание собственной роли в жизни ребенка;
  • Уверенность в способности оказать значимую помощь в достижении успеха; 
  • Институциональная роль во взаимодействии со школой. 

Больше других своих детей контролируют родители без высшего образования с более низкими уровнями дохода и культурного капитала. Возможна и обратная ситуация, когда родители вынуждены следить за успеваемостью, если ребенок плохо учится. Более высокие результаты ЕГЭ и больше шансов поступить в вуз имеют дети из более образованных и обеспеченных семей, где у родителей есть возможность оплатить занятия с репетиторами и обеспечить дополнительные учебные материалы.  

Степень родительской вовлеченности влияет на школьные результаты нелинейно: низкий уровень вовлеченности никак не сказывается, а избыточная вовлеченность и излишний контроль негативно влияют на образовательные достижения. 

Многие эмпирические работы показывают положительную взаимосвязь между родительской вовлеченностью и успеваемостью, но это действительно только при школьной вовлеченности (посещение собраний, взаимодействие с учителями) и вовлеченности, направленной на социальную адаптацию детей и развитие самостоятельности. Помощь с выполнением домашних заданий и контроль не способствуют улучшению образовательных результатов. 

Источник: https://ioe.hse.ru/news/442991077.html

Еще новости