Новости 14.10.2021

«Лаборатория детства»: инвестиции в будущее

«Лаборатория детства»: инвестиции в будущее

Поделиться

В Якутии Целевым фондом будущих поколений РС(Я) и АЛРОСА реализуется новый проект — «Лаборатория детства», который объединит ведущие научные, образовательные центры России и Якутии для исследования развития детей дошкольного возраста. Проект реализуется при финансовой поддержке алмазодобывающей компании АЛРОСА.

«Лаборатория детства» не привязана к одному конкретному центру, зданию, одному человеку. Это большая группа исследователей и практиков. Проект охватит детские сады, школы, медицинские учреждения, спортивные объекты различных территорий республики. Для этого Якутию условно разделили на пять зон: Арктические, Северные, Южные, Промышленные и Сельскохозяйственные районы. Жизнь в них существенно отличается по климату, питанию и прочим факторам, поэтому состояние здоровья детей будет изучаться с точки зрения фундаментальной медицины. Работа будет вестись по трем основным направлениям:

— исследование современного детства, как периода жизни, где будет изучаться состояние здоровья детей в разных уголках Якутии. Результатом работы ученых по этому направлению должна стать большая программа по оздоровлению детей всего региона;

— исследование психологического развития современных детей в Якутии. Ученые соберут данные, как на них влияет цифровизация, как влияют гаджеты на развитие детей и их поведение, как они общаются с родителями и рассмотрят другие важные факторы;

— ранняя помощь – разработка методов наиболее раннего выявления проблем или нарушений в развитии ребенка и оказание соответствующей квалифицированной медицинской, социально-психологической помощи ребенку и его семье для предотвращения инвалидизации и возвращение к норме развития.

Участники проекта разработают новые программы и методики развития детей с раннего возраста. Появится возможность эффективно оценить состояние здоровья детей Якутии, а также провести полное исследование их когнитивного и эмоционального развития. Конечная цель – дать педагогам, психологам и родителям новые возможности для определения задатков и способностей ребенка. Новые методики позволят своевременно выявить и различные отклонения от норм развития. Это даст детям успешно развивать свой потенциал, а педагогам корректировать их обучение.

«Мир детства стремительно меняется. Сегодня дети растут в совершенно новых и, порой, не понятных взрослым реалиях. Дети меньше общаются с родителями, а взрослые в гораздо меньшей степени знают, что они делают . В городах и в сельской местности, в арктической зоне и центральной Якутии дети растут в существенно различных условиях. Иными словами, развитие технологий, экономические факторы, социальные характеристики семьи и ближайшего окружения – все это и многое другое приводит к разнообразию уровня детского развития.

Несмотря на то, что на бытовом и профессионально-педагогическом уровне мы признаем существенное отличие знаний и опыта современных детей, фактической информации о состоянии детства в России и Якутии крайне мало. Необходимо признать, что в отличие от развитых стран у нас недостаточно надежных данных. Это приводит к тому, что институты сферы детства развиваются, имея своим адресатом условного идеального ребенка, не учитывая реальную картину. Часто система нормативов, стандартов унифицирована и не учитывает культурных, этнических и социально-экономических условий развития детей. Многие опираются на неактуальные данные, исследования, многие учреждения образования работают и воспитывают детей на основе научных достижений педагогики и психологии 30-40 летней давности, поэтому зачастую наши методы работы бывают устаревшими. Ведь современные дети уже другие, для них родитель, воспитатель и учитель не являются единственным источником знаний, как раньше. Сейчас дети с раннего возраста получают информацию из гаджетов. А мы до сих пор не знаем, насколько отрицательно и положительно это влияет на их развитие. Изменилась сама структура мышления, мировосприятие у детей», – считает руководитель Научно-образовательного центра Академии наук РС(Я), руководитель «Лаборатории детства» Юрий Семенов

Впервые идея создания такой лаборатории прозвучала в 2019 году. Тогда, в преддверии 100-летия дошкольного образования Якутии, прошел форум работников дошкольного образования республики, где обсуждались вопросы развития дошкольного образования, детства и современных научных исследований детства.

«В 2019 году наш Первый Президент республики Михаил Ефимович Николаев предложил создать Институт детства, который был бы направлен на изучение современного детства, детей, состояния их здоровья. И на основе полученных данных создавать программы оздоровления и развития детей, с учетом района проживания и их индивидуальных особенностей. Сегодня Фонд будущих поколений начал реализацию проекта, и он уже поддержан АЛРОСА, Российской академией образования, МГУ им. М.В. Ломоносова, СВФУ им. М.К. Аммосова и рядом других ведущих научных учреждений России. Совместными усилиями ведущих ученых России и Якутии мы одними из первых проведем комплексные научные исследования детского населения региона и определим основные области развития детей с раннего детства», – добавил Юрий Иванович.

«Изучив особенности развития современных детей в Якутии, ученые смогут выстроить программу их гармоничного развития с самого детства, начиная с дошкольного возраста. Тогда мы сможем разрабатывать современные подходы развития дошкольного образования, которые позволят обнаруживать болезни на ранней стадии и вовремя лечить, оказывать помощь для возвращения ребенка к норме и также способствовать раскрытию способностей и задатков каждого ребенка, чтобы он стал успешным в жизни. Важно, что Целевой фонд будущих поколений и АЛРОСА объединили нас всех, и мы работаем вместе, сообща. Проект подразумевает на первом этапе обучение педагогов на местах, издание методической литературы для дошкольных и общеобразовательных учреждений, создание в районах Якутии центров ранней помощи, лабораторный анализ материалов и другие направления», — подчеркнул Юрий Семенов.

Справка:

Одно из основных направлений социальных инвестиций АЛРОСА – поддержка Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия). За последние 10 лет в Целевой фонд алмазодобывающая компания направила более 7 млрд рублей. Фонд и АЛРОСА реализовали сотни социальных проектов, созданы условия для развития образования, науки, здравоохранения, культуры и спорта, раскрытия потенциала детей и молодежи.

Целевой фонд будущих поколений в 2021 году при финансовой поддержке АЛРОСА продолжит строительство новых социально-значимых объектов – Дворца культуры и духовного развития в с. Намцы Намского улуса, Культурного центра им. В.В. Никифорова-Кюлюмнюр в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса, также продолжится реализация мероприятий программы «Развитие систем водоснабжения Вилюйской группы улусов и с. Жиганск» на 2019-2024 годы». Начнется строительство спального корпуса на 40 мест Республиканского образовательно-оздоровительного центра в с. Кемпендяй Сунтарского улуса. Планируется ввод в эксплуатацию учебного корпуса на 150 мест с интернатом на 100 мест Малой академии наук РС(Я) в с. Чапаево Хангаласского улуса, Культурно-спортивного комплекса в п. Зырянка Верхнеколымского района.

Пресс-служба АЛРОСА и Целевого фонда будущих поколений РС(Я)

Фото: пресс-служба Целевого фонда будущих поколений РС(Я)

Еще новости

Стратегия детства: в Благовещенске определили векторы развития дошкольного образования Дальнего Востока

Стратегия детства: в Благовещенске определили векторы развития дошкольного образования Дальнего Востока

06.10.2025

Магистранты СВФУ исследовали интеллектуальные способности учащихся на базе Мархинской СОШ №1

Магистранты СВФУ исследовали интеллектуальные способности учащихся на базе Мархинской СОШ №1

02.10.2025

В Республике Саха (Якутия) продолжается внедрение технологии междисциплинарного обучения в начальной школе

В Республике Саха (Якутия) продолжается внедрение технологии междисциплинарного обучения в начальной школе

02.10.2025

«Родничок» патриотизма: педагоги Нерюнгринского района получили новые инструменты для воспитания дошкольников

«Родничок» патриотизма: педагоги Нерюнгринского района получили новые инструменты для воспитания дошкольников

29.09.2025

«Лаборатория детства» открыла цифровую мультстудию в Покровской художественной школе для создания анимированных физкультминуток

«Лаборатория детства» открыла цифровую мультстудию в Покровской художественной школе для создания анимированных физкультминуток

24.09.2025

Игра как инструмент развития: в Якутии завершились уникальные курсы для дошкольных педагогов

Игра как инструмент развития: в Якутии завершились уникальные курсы для дошкольных педагогов

21.09.2025

В Якутске прошли курсы повышения квалификации по внедрению программы патриотического воспитания «Родничок» для педагогов дошкольного образования

В Якутске прошли курсы повышения квалификации по внедрению программы патриотического воспитания «Родничок» для педагогов дошкольного образования

18.09.2025

Более 100 педагогов Вилюйского улуса повысили квалификацию по программе патриотического воспитания детей дошкольного возраста  «Родничок»

Более 100 педагогов Вилюйского улуса повысили квалификацию по программе патриотического воспитания детей дошкольного возраста  «Родничок»

18.09.2025