При финансировании:
Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений Республики Саха (Якутия)»
Цель – организация научных исследований в области физического здоровья и психического развития детей дошкольного возраста в Республике Саха (Якутия).
Задача №1: Исследование физического здоровья детей дошкольного возраста в Республике Саха (Якутия);
Задача №2: Исследование психического развития детей дошкольного возраста в Республике Саха (Якутия).
Сроки реализации: 2021-2023 гг.
Качественные результаты на которые ориентируется исследование:
Получение научно-обоснованных данных, объективного состояния здоровья детей Республики Саха (Якутия) на репрезентативной выборке и разработка эффективных мер по их оздоровлению и профилактике.
Получение данных (знаний) об индивидуально-психологических и возрастно-психологических особенностях современных детей.
Получение нового психодиагностического инструментария регионального характера в целях исследования современных детей для их общего и индивидуального развития.
Разработка инструментов специальной коррекции и обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Актуальность:
Современные дети отличаются от своих сверстников предыдущих поколений, так как развитие и взросление протекают в принципиально иных культурно-исторических условиях. Новые технологии изменили все формы деятельности человека и обусловили переход к новому типу культуры. В связи с этим необходимы знания и анализ новой социальной ситуации детства, а также изучение ее влияния на изменение процессов развития и социализации детей. Без правильного учета этих данных представляется проблематичным дальнейшее совершенствование социальной практики, формирование человеческого капитала, проектирование различных развивающих пространств, экосистем, предназначенных для развития современных детей.
Необходимо отметить, что изучение состояния здоровья детей основано на популяционном исследовании, физических и статистических данных, без клинической картины, т.е. фундаментальных исследований на территории Якутии не проводилось. При этом диагноз «иммунодефицит» у детей становится все более популярным у врачей разных специальностей. Не располагая достаточными знаниями в области клинической иммунологии, педиатры смело назначают детям иммунотропные препараты различных групп при отсутствии каких-либо клинических показаний, без четкой формулировки диагноза, исследования и грамотной интерпретации результатов иммунного статуса. Необоснованная иммунокоррекция наиболее часто проводится детям, которые посещают детские учреждения и болеют ОРВИ 3-5 раз в течение года.
Также наблюдаются разнообразные отклонения иммунной системы, в том числе в сторону гиперактивации, у детей, преимущественно проживающих в городских условиях. Вероятнее всего, это связано с низкой степенью разнообразия антигенной нагрузки в раннем возрасте. В современных условиях с развитием урбанизации данное явление очевидно становится наиболее распространенным повсеместно.
Необходимо получение полноценной и достоверной информации о современных детях и детстве, как периоде жизни человека, в Республике Саха (Якутия) (здоровье, индивидуально-психологические и возрастно-психологические особенности, генетические способности). Для этого необходимо:
– проведение комплексных научных исследований здоровья детей, психического развития, факторов, определяющих жизненную успешность личности ребенка;
– разработать, апробировать и внедрить инновационные методики, программы раннего развития детей;
– научно обосновать подготовку и принятие решений в области инвестирования в развитие детей, в формирование человеческого капитала будущих поколений;
– разработать научно обоснованные механизмы совершенствования экосистемы развития будущих поколений в цифровом обществе.
Лаборатория детства совместно с сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова готовы поделиться результатами диагностики детей, в которой принимали участие Ваши дети, учащиеся старших групп детского сада.
Исследование, которое проводилось в Вашем саду, было посвящено изучению саморегуляции детей. В связи с этим была проведена диагностика следующих способностей у детей:
В видео вы можете посмотреть, как можно интерпретировать результаты ребенка-участника исследования.
Материалы для скачивания:.
Научный руководитель психолого-педагогических исследований – Веракса Александр Николаевич, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, лауреат Премии Президента России в области науки и инноваций.
Руководители проекта психолого-педагогических исследований – Дедюкина Марфа Ивановна, доцент кафедры «Дошкольное образование» Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова, к.п.н., доцент, член Лиги «Женщины-ученые Якутии», профессор Российской Академии Естествознания, Отличник профессионального образования Республики Саха (Якутия).
Иванова Мария Кимовна, доцент кафедры «Дошкольное образование» Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова, к.п.н., доцент, Отличник профессионального образования Республики Саха (Якутия), Нагрудный знак “За вклад в развитие дошкольного образования РС(Я)” (2018 г.)
Научный руководитель медицинских исследований – Маринова Людмила Германовна, руководитель отделения «Педиатрия» Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова, к.м.н., доцент.
Документы