При финансировании:

Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений Республики Саха (Якутия)»

Шахматы


РАЗВИТИЕ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ – ГАРАНТИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках программной деятельности Лаборатории детства в 2021 г. начался проект содействия внедрению всеобщего шахматного образования в детские сады и школы Якутии. Базовая задача проекта: за 3 года обучить большое количество воспитателей детских садов и учителей общеобразовательных школ шахматно-задачной технологии преподавания учебного предмета «Шахматы» в детских садах и начальных классах с целью развития у детей способности действовать в «уме» и обеспечить педагогов достаточным количеством УМК обучения междисциплинарного курса «Шахматы – школе».

Данный курс является одним из эффективных предметов развития когнитивных способностей детей и проектов, внедренных по инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева.

Игорь Георгиевич Сухин

Автором курсов является Игорь Георгиевич Сухин – кандидат педагогических наук, Почётный работник общего образования Российской Федерации старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Направленность проекта: шахматы являются реальным и мощным ресурсом развития мышления детей, что особенно важно в современных условиях, – в случае правильного (научно обоснованного) проведения шахматных занятий по шахматно-задачной технологии в детских садах и уроков в начальных классах:

1) повышается успеваемость детей по большинству школьных предметов, поскольку именно этому способствует развитие способности действовать в «уме»;

2) большинство учащихся начальных классов сможет самостоятельно (без помощи родителей) выполнять домашние задания почти по всем школьным предметам, поскольку и этому способствует развитие способности действовать в «уме».

Базовая характеристика: Способность действовать в «уме» – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности индивида оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых операций в пространстве).

Значение овладения правильной шахматной терминологией: одно из принципиальных различий преподавания шахмат в спортивных секциях и на уроках в общеобразовательной школе состоит в том, что в спортивных секциях тренеры (нередко не имеющие педагогического образования) преподают на сленге (шахматном жаргоне), который недопустим при проведении занятий в детских садах и уроков в начальной школе (типичный пример: нельзя говорить «срубил», правильно – «побил, взял» и т.п.). Это одна из причин, по которой тренеры редко подходят для проведения занятий в детских садах и уроков в начальной школе. Другая причина – тренеры заинтересованы исключительно в переводе учебного процесса на спортивное русло (для самых способных детей), а не на реальное развитие мышления всех детей.

Аудитория педагогов:

1) воспитатели детских садов, которые проводят (или будут проводить) шахматные занятия в детском саду;

2) школьные учителя (учителя начальных классов или учителя-предметники старших классов), которые преподают (или будут преподавать) учебный предмет «Шахматы» в начальной школе.

Требования к педагогам: знание правил шахмат или искреннее желание постичь основы шахмат, чтобы преподавать их в детских садах или общеобразовательных школах с целью развития у детей способности действовать в «уме».

Требования к будущим тьюторам:

1) обязательные: знание правил шахмат или искреннее желание постичь основы шахмат, чтобы преподавать их в детских садах или общеобразовательных школах с целью развития у детей способности действовать в «уме»; понимание, что развивает детей не игра в шахматы, а чётко структурированный процесс обучения её основам для развития у детей способности действовать в «уме» – т.е. шахматы в детском саду и начальной школе не самоцель, а средство, инструмент;

2) дополнительно желательные: опыт работы с УМК первого года обучения курса «Шахматы – школе».

Состав УМК первого года обучения курса «Шахматы – школе»: 1) «Шахматы – школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций»; 2-3) «Учебник «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны» (в двух частях)»; 4) «Пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу»; 5-6) «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь (в двух частях)»; 7) «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ»; 8) «Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций».



Отзывы о курсах, проведённых Лабораторией детства в период 08.11.2021 – 19.11.2021:

Евгения Ким: «Игорь Георгиевич, курс для меня очень мотивирующий получился, вижу огромный потенциал для дальнейшего развития, будем развиваться! Спасибо большое за этот уникальный для нас курс, он бесценен!!!»;

Анастасия Федорова: «Спасибо Вам большое, на шахматы я взглянула с другой стороны!»;

Дора Сергеева: «Игорь Георгиевич, спасибо Вам за Ваш труд, за время. С радостью внесу в свои уроки знания, полученные на курсах»;

Юлия Фелегонова: «Спасибо, за интересный интенсив. Все очень интересно, особенно практическая часть, мозговой штурм. Надеюсь, до встречи»;

Надежда Щепкина (1 разряд по шахматам): «Игорь Георгиевич, очень Вам благодарна, спасибо за Ваши курсы. Как всегда – на высшем уровне! Спасибо организатором курсов – Лаборатории детства».

Евгения Винникова: «Спасибо Вам огромное! Всегда очень интересно! У Вас очень интересная методика преподавания – я тоже так хочу»;

Татьяна Седова: «Очень приятно было с Вами заниматься, все понятно и доступно. Спасибо!»;

Анна: «Ээх, если бы раньше научилась… Спасибо большое, Вы очень хороший! До свидания!»;

Майя Матвеева: «Спасибо большое, было очень интересно и увлекательно. Многое узнала и очень заинтересовалась игрой. Хотелось бы ещё продолжения курса»;


Фотогалерея