При финансировании:
Учредитель:
НО «Целевой фонд Будущих поколений Республики Саха (Якутия)»
Цель – создание и внедрение инновационных программ и методик дошкольного образования и модели образовательной среды на основе междисциплинарного обучения для раскрытия и развития задатков, способностей учащихся начальных классов
Задачи:
Задача №1: Разработка модели образовательной среды для развития общей одаренности детей младшего школьного возраста на основе междисциплинарного обучения;
Задача №2: Разработка и апробация комплексной программы дошкольного образования, парциальных программ для эффективной реализации проектов раскрытия и развития задатков, способностей каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
Качественно изменится работа педагогов в дошкольных учреждениях на основе созданных методических разработок и создания инновационной программы дошкольного образования, разработанных и внедренных подпроектом.
Будут усовершенствованы методы выявления и развития задатков и способностей каждого ребенка с учетом особенностей социокультурной, образовательной экосистемы в Республике Саха (Якутия).
Разработка инновационной программы дошкольного образования для эффективной реализации проектов раскрытия и развития задатков, способностей каждого ребенка позволит создать полноценную модель научно обоснованной и оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса. Программа сможет объединить этнокультурный и региональный образовательный компонент, инновации и традиции в дошкольном образовании.
В части разработки модели образовательной среды для развития общей одаренности детей младшего школьного возраста на основе междисциплинарного обучения основными результатами экспериментальной деятельности могут являться:
– новое содержание обучения для развития общей одаренности младших школьников;
– учебно-методическое обеспечение новой модели образовательной среды;
– формирование устойчивой познавательной мотивации учащихся, высокий уровень развития интеллектуальных, исследовательских и творческих способностей, становление личностных качеств, обуславливающих развитие одаренности на следующем возрастном этапе (исследовательская позиция, устойчивость к стрессу, настойчивость в достижении цели, саморегуляция);
– становление учителя нового типа (изменение основной функции учителя от транслирующей к проектирующей, сущность которой состоит в создании такой образовательной среды, которая способствует саморазвитию ученика).
В конечном итоге подпроект будет способствовать формированию экосистемы развития одаренности каждого ребенка в различных условиях городской и сельской местности
Краткое описание подпроекта.
Ключевой идеей подпроекта является разработка эффективной модели по раскрытию и развитию задатков, способностей каждого ребенка в образовательной организации.
Подпроект предполагает разработку модели образовательной среды для развития общей одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе разработки полноценной инновационной программы дошкольного воспитания (обучения) и междисциплинарного обучения в начальной школе, которая предусматривает:
– разработку нового содержания воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития их задатков, способностей (общей одаренности);
– издание учебно-методического обеспечения новой модели образовательной среды;
– создание методик формирования устойчивой познавательной мотивации воспитанников и учащихся, высокого уровня развития интеллектуальных, исследовательских и творческих способностей, личностных качеств, обуславливающих развитие одаренности на следующем возрастном этапе (исследовательская позиция, устойчивость к стрессу, настойчивость в достижении цели, саморегуляция).
– становление воспитателя и учителя нового типа (изменение основной функции учителя от транслирующей к проектирующей, сущность которой состоит в создании такой образовательной среды, которая способствует саморазвитию ученика).
В конечном итоге подпроект будет способствовать формированию экосистемы развития задатков, способностей детей в различных условиях городской и сельской местности.
В целях развития задатков, способностей каждого ребенка в Республике Саха (Якутия) в рамках программы дошкольного воспитания и образования будет оказано научно-методическое содействие реализации следующих проектов в том числе в рамках инновационной образовательной программы дошкольного образования:
«Музыка для всех» – проект направлен на обеспечение доступности и полноценности передового музыкального образования для всех детей и подростков Республики Саха (Якутия) в целях его плодотворного влияния на когнитивное развитие детей и подростков
Музыка признана одним из эффективных средств воздействия на психическое и функциональное состояние человека, в том числе – работу интеллекта через регуляцию эмоционального и соматического фона. Психолого-физиологические исследования свидетельствуют о положительном воздействии музыки на работу головного мозга, психомоторику, развитие речи и психические процессы (внимание, восприятие, мышление, память), процессы дыхания, кровообращения, работу желез внутренней секреции (уровень сахара в крови), состояние мышечного тонуса и на функции других систем организма.
«Рисуем все». Раннее приобщение ребенка к изобразительному искусству способствует развитию мышления, речи, ассоциативной памяти, стабилизирует психику. В процессе художественной деятельности у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоционально-ценностные отношения к миру, вкус, раскрываются способности к творчеству, интерес к художественному познанию мира.
Международный и отечественный опыт в сфере образования доказывает необходимость и важность раннего и продолжительного художественного образования детей в целях раскрытия интеллектуального, духовно-нравственного, музыкального, художественного, креативного потенциала ребенка.
«Все – в спорт» – проект предусматривает разработку программ и проектов, учебных и методических пособий, обучение кадров в целях совершенствования системы развития физического здоровья детей и подростков.
«Шахматы – детям» – шахматы способствуют когнитивную развитию детей, тренируют мозг, значительно увеличивая его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного, интуитивного мышления. Развиваются умения предугадывать и прогнозировать события. В целом обучение игре в шахматы является одной из новых весьма перспективных форм всестороннего развития и воспитания детей.
Проект предусматривает массовое внедрение шахмат в детские сады и школы республики.
«Лингва». Языки – это сложная система «кодов», которая состоит из языковых единиц (звуков, морфем, слов, предложений), а также является итогом сложных когнитивных процессов присущий человеку. Знание нескольких языков развивает память, когнитивные способности, мышление, усиливает внимание и концентрацию, совершенствует владению родным языком, повышает культурный потенциал, открывает новые возможности добычи информации. Данный проект будет разработан и предполагает обучение не менее трех языков: родного, русского и иностранного.
Таким образом, комплексная программа дошкольного образования объединит реализуемые проекты в Якутии, этнокультурный и региональный образовательный компонент, инновации и традиции в дошкольном образовании.
Методические пособия к реализации технологии междисциплинарного обучения для раскрытия и развития задатков, способностей учащихся начальных классов:
1. Психология одаренности: творческое междисциплинарное обучение детей в начальной школе Н. Б. Шумакова
2. Тема «Изменение»
3. Тема «Влияние»
Документы
Состав подпроекта
ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, Лауреат Премии Президента России в области образования.
заместитель директора по учебной работе ГБОУ РС(Я) «Якутская кадетская школа – интернат», м.н.с. Академии наук Республики Саха (Якутия), кандидат педагогических наук
руководитель научно-методического отдела ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж», кандидат педагогических наук